Ламинирование (ламинация) — припрессовка или прикатка специальной плёнки на готовое изделие/запечатываемый материал. В результате выполнения этой операции готовая полиграфическая продукция приобретает дополнительную выразительность и на протяжении длительного времени сохраняет привлекательный и презентабельный внешний вид. Кроме того ламинация, не только облагораживает и украшает издания, но и защищает их внешних воздействий, механических повреждений и истирания, предохраняет от различных видов загрязнений.
Из истории:
Всего несколько десятилетий назад ламинирование могли осуществлять только наиболее крупные полиграфические предприятия, оснащённые комплектом соответствующего оборудования. В те годы применялся так называемый сольвентный способ ламинации, основанный на использовании растворителесодержащих клеёв. Такой метод занимал длительное время (для полного высыхания и закрепления клея требовалось не менее суток) и был довольно дорогостоящим.
Виды ламинирования:
Ламинирование проводится двумя способами - холодным и горячим.
Холодным способом чаще всего ламинируется документация или ценные бумаги, так как горячий может негативно повлиять на сам документ. В этом случае главную роль играет высокое давление, под воздействием которого клей, нанесенный на пленку, размягчается и позволяет материалу ровно приклеиться к бумаге любого качества и толщины.
Горячий способ ламинирования наиболее распространен. При этом способе полиграфическое изделие вместе с плёнкой прокатывается между нагретыми до нужной температуры валами. Сила нагрева определяется исходя из характеристик используемых материалов. При этом способе повышение температуры приводит к активации клеевого слоя, а давление, оказываемое валами, способствует присоединению (припрессовке) плёнки к изделию.
В зависимости от места нанесения плёнки ламинация может быть одно- или двухсторонней.
Структура и виды плёнок для ламинирования:
Состав:
Ламинационная плёнка представляет собой трёхслойный композитный материал, состоящий из:
— полиэстера (полиэтилентерефталат — РЕТ), являющегося основой плёнки и придающего ей жесткость, упругость и определённые защитные свойства;
— полипропилена (РР, BOPP) или полиэтилена (РЕ), делающих поверхность ровной и служащих своеобразным связующим звеном между основой и клеевым слоем;
— поливинилхлорида (ПВХ или PVC) или этиленвинилацетата (EVA), т.е. собственно клея, заполняющего поры бумаги и обладающего адгезивными свойствами.
Виды ламинационной пленки:
- Плёнки для ламинирования бывают разных видов и плотности. Чаще всего используются плёнки толщиной от 32mic до 250mic:
Толщина пленки для ламинирования зависит от материала и составляет для:
полиэтилентерефлатата - 250, 125, 75, 32, 25мкн;
полипропилена - 30, 27, 24мкн;
поливинилхлорида - 8 - 250мкн.
- Существуют плёнки для ламинирования как листовые, то есть нарезанные определённым форматом (к этой категории можно отнести и пленку для пакетной ламинации), так и рулонные плёнки. Кроме того, пленка бывает узко- и широкоформатная.
- Глянцевые плёнки значительно улучшают изображение, отлично передают цвета, делают краски контрастными, насыщенными, сочными и яркими. Отделка глянцевой плёнкой по визуальному эффекту похожа на УФ-лакирование, но обеспечивает более надёжную защиту издания от внешних воздействий (особенно на местах сгиба, среза и биговки). К недостаткам глянцевых плёнок можно отнести то, что при сильном освещении на ламинированной поверхности появляются блики, затрудняющие восприятие мелких деталей и текстовой информации.
- Матовые плёнки исключают возникновение разного рода бликов, придают особую глубину и бархатистость рисунку, позволяет делать надписи на поверхности уже готового издания. Покрытие матовой плёнкой смотрится очень респектабельно и наиболее подходит для оформления дорогой рекламной и представительской продукции.
В некоторых случаях, в основном, с целью декорирования поверхности изделий применяются текстурированные плёнки с рисунком, имитирующим структуру песка, ткани, льняного полотна, а также с изображением, напоминающим морозный узор, брызги шампанского, «муражки», пирамидки и т.п. Иногда для придания продукции особенно роскошного и запоминающегося внешнего вида используются металлизированные (под золото или серебро) и голографические плёнки.
Технология ламинирования:
Существуют две технологии ламинирования - рулонная и пакетная.
Пакетная технология ламинирования отличается тем, что бумага закладывается в пакет (заранее спаянный из ламинационной пленки) одного из видов материала и запускается под специальный пресс/офисный ламинатор. Таким образом лист ламинируется с двух сторон за один цикл.
Данная технология имеет преимущество и недостаток: преимущество - простота процесса, а недостаток - ограниченность по размерам обрабатываемого документа, так как пакеты выпускаются только определенных форматов и соответственно не всегда бывают в наличии.
Рулонная технология ламинирования, в отличие от пакетной, не имеет ограниченности по размерам листа, так как выпускается в рулонах разной ширины, толщин и длина ее составляет от 50 до 600м. Для работы с ней используют специальные ламинаторы.
Оборудование для ламинирования:
Для ламинации полиграфической продукции применяются пакетные (или конвертные) и рулонные ламинаторы.
Пакетные ламинаторы рассчитаны на использование листовой плёнки и, как правило, применяются в офисах, салонах оперативной полиграфии, фотостудиях. В пакетных ламинаторах отсутствует устройство для разматывания плёнки.
На полиграфических предприятиях, в типографиях и копировальных салонах используются рулонные ламинаторы, обеспечивающие качественную ламинацию материалов как малых, так и больших форматов.
В конструкцию ламинатора входят транзитный и прижимной механизмы (валы). В зависимости от модели такое устройство может быть оснащено одной, двумя или тремя парами прижимных валов. Ламинаторы для горячего ламинирования помимо валов, выполняющих функцию продвижения и припрессовки, имеют нагревательный элемент.
Источник: gardariki.ru, promresursy.com